Здравствуйте, уважаемый(ая) Гость(я)!
Вы находитесь на персональной страничке учителя - логопеда

Сайт учителя-логопеда Нурмухаметовой Ларисы Рафиловны

Педагогический стаж: 31 год

Стаж работы в должности-   22 года

Педагог с высшей квалификационной категорией по должности "учитель-логопед".

 

РЕЖИМ РАБОТЫ

понедельник 08.30 -12.30

вторник 08.30 -12.30

15.00 -17.00
среда 08.30 -12.30
четверг 08.30 -12.30

15.00 -17.00
пятница 08.30 -12.30

Телефон рабочий: (8347) 56-2-11-82

 

 

Виды речевых нарушений:

 

-афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,
-брадилалия — патологически замедленный темп речи,
-тахилалия — патологически убыстренный темп речи,
-заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
-дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
-ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, --   дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга,
-афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
-дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения,
-дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.  

 

Уважаемые родители!
Логопедический портал http://logoportal.ru предлагает вам интересные онлайн-тесты!


Развитие ребенка в 1 год
Речь ребенка в 3-4 года
речь ребенка в 4-5 лет
Нужен ли вашему ребенку логопед?
Готов ли ваш ребенок к чтению?
Готов ли ваш ребенок к письму?
Готов ли ваш ребенок к школе?

Рекомендации  родителям на закрепление материала в домашних условиях

Что делать по дороге в гости?

Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.

Итак, вы вышли из дома и идёте к остановке автобуса.

я.Лексические и логические упражнени1.

а) Беседа.

(К остановке автобуса.)– Куда мы идем?

(Наземный или пассажирский.)– Автобус – это какой вид транспорта?

(Машину, троллейбус, трамвай.)– А что ещё можно  отнести  к  наземному  пассажирскому  транспорту? 

(Подземный.)– А метро – это какой транспорт?

(Грузовой.)– А как называется транспорт, который перевозит грузы?

– Какой грузовой транспорт ты знаешь? И  т. д.

– Чем отличается автобус от троллейбуса?

– Может ли трамвай объехать кого-нибудь из людей?

б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?

(Я бабушке внук.)– Кто ты бабушке?

(Ты бабушке дочь.)– А кто я бабушке?

(Дедушка – бабушкин муж и т. д.)– Кем приходится бабушке дедушка?

Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.

и.Упражнение на развитие воображения и фразовой реч2.

а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто ещё к ней придёт?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

– Что тебе у неё дома нравится?

б) Лексические игры.

– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово:  чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.

в) Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной…  Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…

После гостей

1. Упражнение на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Опиши одежду тёти.

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…

2. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух  детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для развития слухового внимания
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном; шуршит бумагой; звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.
«Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.
«Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4–5 раз.
«Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?». Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова, отмечая их многообразие слов, разное и сходное звучание.
«Кто внимательный?». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, или как плачет ребёнок УА, или как мы удивляемся ОО и др. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом ребёнок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.


СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Нарушения ритмического рисунка слов сопутствуют детям с проблемами речевого развития на протяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребёнок начинает хорошо произносить двух- и трёхсложные слова, при  произнесении более сложных слов со стечением согласных могут возникнуть трудности.
После того как ребёнок научился по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т. п.
Учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный – гласный» (ма-ма, му-ка и т. п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка и т. п.) далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т. п.).
Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник.
Запишите в «Словарик» слова, в которых ребёнок переставляет или пропускает слоги.
Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных.
После того как ребёнок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произношения.
Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой. Напишите слово (лучше на клейких листах), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребёнку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно в  учебной.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:
• посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
• в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
• обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
• привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
• совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.

Работа над пересказом

Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.

Предложите сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, после чтения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» можно задать такие вопросы:

– Что делали мальчики?

– Что делал котёнок Васька?

– Где лежала шляпа?

– Почему мальчики прыгнули на диван?

– Почему мальчики побежали на кухню?

– Как мальчики хотели испугать шляпу?

– Почему шляпа подпрыгнула?

Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и в той же последовательности рассказать историю. Сначала ребёнок почти дословно (по модели) передаёт содержание истории. Хотя это ещё неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.

Часто ребёнок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы, овсянка, язычок; идёт человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб, новости).

Спрашивайте у ребёнка, как он понимает смысл пословиц, поговорок. Разберите значение идиом (устойчивых фразеологических словосочетаний). Используйте их в собственной речи. Учите отгадывать загадки. «Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки предметов» (С. Бондаренко). Они отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки. Предложите ребёнку узнать предмет по описанию. Хорошо, если малыш попробует сам придумывать загадки.

Чаще включайте в совместный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т. п.). Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок на письме. Развивайте умение задавать информативные вопросы.

Учитывайте уровень развития ребёнка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребёнок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определённым социальным опытом.

 

Правила проведения занятий с ребёнком
по рекомендациям учителя-логопеда
в домашних условиях

Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15–20 минут (начинать надо с 3–5 минут).

Занятия должны проводиться 2–3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим ребёнком обязятельно добьетесь успехов.

Удачи вам и терпения. 

Как организовать логопедические занятия дома

Основная  трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребёнок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придётся ходить за ребёнком по комнате,  показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

• Игры на развитие мелкой моторики.

• Артикуляционная гимнастика ( лучше 2–3 раза в день).

• Дыхательная гимнастика.

• Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

• Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

• Игры по развитию связной речи.

Количество игр – 2–3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.        

Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

«Когда же можно всё успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном, и оно станет любимым занятием малыша – ведь ещё 15–20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Не употребляйте  слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите его даже за незначительные успехи.

Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

Уважаемые родители!

Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:

1. Знает ли он своё полное имя?

2. Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?

3. Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада?

4. Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда?

5. Хочет ли учиться в школе?

6. Что знает о школе, о труде учителя?

7. Что больше всего любит делать:

– играть;

– заниматься;

8 игр на развитие грамматического строя речи